Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый,
но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее
стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый
и беличий.
Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком,
который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в
важном правиле, гласящим, что эмаль может наноситься только на металл, а металл только на эмаль (меха и натуральные цвета могут помещаться
как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были
лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации.
Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется
вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное
в цвет аналогичного типа.
Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система
Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной
штриховки (далее эта система приводится).
Металлы
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым.
Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.
Финифти (тинктуры,эмали)
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:
Красный (червлёный, gules) - графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.
Синий (лазурь, голубой, azure) - графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелёный (зелень, vert, в континентальной Европе называемый sinople) - графически изображается диагональными линиями геральдически справа.
Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Чёрный (чернь, траур, sable) - графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой
костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке, и в эпоху
Крестовых походов попавшего в Европу.
Пурпурный, (пурпур, purpure) - графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового
лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано
с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой,
так называемый тирский пурпур - огненно-красный.
В геральдике есть также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey и Sanguine, причём в некоторых источниках
Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении.
Orange (оранжевый) - цвет, присущий только английской геральдике, изображается
вертикальными пунктирными линиями.
Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается
пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и
вертикальными линиями, как красный (или диагональными линиями
слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь).
Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами;
Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь и диагональными линиями справа, как зелень.
А также:
Bleu-celeste (небесно-голубой).
Brunatre (коричневый).
Cendree (пепельно-серый).
Rose (розовый).
Строго говоря, эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, "натуральные цвета". В
западноевропейской геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной натуральными цветами, всегда применяется термин "proper". В классической
геральдике действовал принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические
тинктуры (например, олени и собаки изображались черными или красными, львы - золотыми или красными, человеческое тело - серебряным или красным).
Использование этих нестандартных цветов нежелательно, и разумно только в необходимых случаях.
В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках
цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет
могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус.
Кроме всего перечисленного существует также "дамасцировка" (diapered) - тонкий, как будто гравированный узор, покрывающий поле щита, или
напоминающий тонкую узорчатую ткань, натянутую на щит. Идея, как предполагается, заимствована с льняных тканей города Ипр. Это скорее декоративный
приём, формально не являющийся геральдическим элементом.
Меха
Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.
Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично:
чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха.
Горностаевый мех бывает трёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками;
"ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean"
(кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками.
Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это
объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный
мех чередовался с белым). Беличий мех, как и
горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой.
Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно
назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.
Типы мехов
Ermine
|
Ermines
|
Erminois
|
Pean
|
Vair
|
Countervair
|
Countervair inv.
|
Vair en point
|
Vair in pale
|
Vair in pale invert
|
Vairy
|
Countervairy
|
Vairy en point
|
Vairy in pale
|
Potent
|
Counterpotent
|
Potent en point
|
Buntfeh
|
Самые распространённые меха - простые
горностаевый
(ermine) и беличий (vair). За исключением "potent",
разновидности беличьего меха редки, так же, как и "papellone"
(чешуя) и "plumete" (перья). Русская геральдика использует
только два меха - горностаевый и беличий (включая их
"негативные" варианты).
Символика цветов
Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в
проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение,
цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать
каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований,
предлагаемых разными источниками.
Золото, король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Красный цвет означает храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь означает великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чёрный цвет - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку.
В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в
большинстве гербов цвет выбирался не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с элементарными принципами составления композиции.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и
превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привелигированных членов общества выполняет ту же функцию).
| |